Manifold Geometry // Многообразная Геометрия

Дорогами Сибири 2023

/ Просмотров: 648
«Когда едешь на УАЗе, одной рукой рулишь, а другой утираешь слезы счастья» (из разговора на паромной переправе).

Поездки, очень смахивающие на «рейсы», в Сибирь становятся какой-то ежегодной традицией, духовной практикой что ли. Как еще назвать неделю езды в одну сторону, стоянки то тут, то там, и неделю езды обратно. То, что для огромного количества дальнобойщиков должно быть рутинной и тяжелой работой, для меня-бездельника как будто отдых, т.к. разнообразие и возможность, не побоюсь этого слова, Созерцать. Едешь, куда глаза глядят и делаешь, что в голову взбредет.

Енисей

Енисей в окрестностях Красноярска. Ледяной и быстрый. Даже стоять по колено в воде пронзительно холодно, и это в жару в середине июля.

По дороге из Красноярска в Дивногорск, там где памятник Рыбе:

А вот он уже в Дивногорске, если смотреть с набережной:

А вот и крокодил, исправно доставляющий мое семейство в самые разные точки Необъятной уже 10 лет как. После замены ГБЦ он внезапно прекратил жрать масло, и ежеутренние проверки жидкостей перестали держать интригу. Осталось восстановить кузов, беспощадно пожратый ржавчиной, изорванный ветрами (одну колесную арку оторвало между Омском и Новосибирском еще в прошлом году) и падениями во всякие неожиданные канавы в родных междуреченских полях.

В дальнейшем УАЗик, разумеется, отыгрался и набросил контента, когда на обратном пути где-то между Екатеринбургом и Пермью у него заклинило натяжной ролик, в результате чего ремешок привода разорвало в лапшу и намотало на все подвижные части, а сам ролик вырвало из металлического сердечника. Головки на 15 и нужного ролика у меня, естественно, с собой не случилось, в результате чего крокодил был эвакуирован в Красноуфимск для срочного, хотя и мелкого ремонта.

Байкал

Никогда не видел его прежде, но могу с уверенностью заявить (сидя у костра и набивая этот абзац), что пять тысяч километров от Столицы САПР того стоят. Погода сменяется по нескольку раз за день. Утром Малое Море как зеркало:

Днем с того берега медленно и как-то вещественно наползает туман. Иногда из облаков, обволакивающих низкие горы на горизонте, доносится гром, но грозы не будет — остров Ольхон очень солнечное место.

На скалистых обрывах Ольхона повсеместно встречается лиственница. Это, вместе с каменистой, а не барханной береговой линией, отличает дикую сторону острова от его обжитой части с сосновыми борами и перестепками.

Рыбачить нельзя, но омуль есть в заведениях. Очень вкусная рыба. Вода в Малом Море теплее, чем в Енисее, можно купаться и не ежиться от волны, захлестывающей байдарку.

Столбы

Отдельно надо сказать про Саяны в окрестностях Красноярска, в частности, про столбы. Сам рельеф этой местности каким-то особым образом одухотворяет город, оставляя впечатление не очередного загазованного филиала Москвы, а скорее единственного форпоста на гигантской территории Красноярского края — суровой бескрайней тайги, квинтэссенции русской Сибири, такой, какой она представляется на уровне архетипа, и совсем непохожей на «южные» заболоченные равнины и впадины от Ишима до Новосибирска.

В воздухе «висит» от присутствия тайги, непонятно зачем отступившей перед хрупким людским поселением.

В заключении

Реки Сибири заметно злее рек до Урала. Может это чисто поверхностное впечатление от нашего «шапочного» знакомства, но климатические условия Поволжья и, например, Красноярского края и Иркутской области — все-таки сильно разные (достаточно взглянуть на изотермы). Если Волга начинается и заканчивается в более-менее (по нашим меркам) благополучных местах, то реки Сибири имеют основной «пробег» по Ледяным Просторам с абсолютно беспощадной природой.