Manifold Geometry // Многообразная Геометрия

Что еще читать?

/ Просмотров: 869

В первой заметке из серии «Что читать?» мы кратко поговорили об основных книгах, посвященных геометрическому моделированию. Предлагаю не забрасывать эту практику, а, напротив, немного ее расширить и углубить. Расширять будем путем включения в обзор чуть менее специальной литературы, которая оказалась полезной мне, и, возможно, даст что-то дорогому моему сердцу читателю. Углублять же будем включением в обзор статей и сборников, которые не всегда легко отыскать в бездне научных публикаций. Таковых много, и практика любительской научной деятельности вынуждает к поверхностному ознакомлению с сотнями проходных текстов, которые штампуются как гвозди. Но бывает и так, что попадается жемчужина, которой нельзя не поделиться.

Обзор, данный ниже, абсолютно поверхностный и даже не претендует на высокий жанр рецензии. Такая работа отняла бы изрядное количество времени, да и цели критиковать обозреваемые тексты не ставится. Цель в другом: показать пальцем на книги, которые лично я считаю хорошими.

Геометрическое моделирование Н. Н. Голованова

Нетленка от C3D Labs.

Книга Голованова, переизданная в 2020-м году, издательство ДМК. Если сравнить это издание с первым, то книжка стала заметно толще, хотя это, вероятно, связано с размером шрифта. Издание в мягкой обложке — заметный минус, так как при активном использовании книга быстро измочаливается. Да и обычное пролистывание сказывается на клееном переплете пагубно. Это не дело. Достоинством монографии Голованова является, конечно, прежде всего то, что это единственная нормальная книга по геометрическому моделированию на русском языке. Второй фактор непреодолимой силы, вынуждающий меня к навязчивому коллекционированию этой книги в различных изданиях, связан с происхождением данной монографии. Напомню, автор книги — бессменный руководитель разработки ядра C3D. К этому ядру я питаю самые теплые чувства, имея при этом абсолютно нулевой опыт его использования. Никакой другой коллектив разработчиков САПР-движков не только не издает книжек, но даже не публикует статей или технических отчетов. Создается впечатление, что вся «наука» не покидает цветущих садов Siemens, DS и PTC (да и мелких вендоров тоже). Вроде все ясно — законы рынка и все такое. Однако те же законы отчего-то не мешают C3D Labs последовательно продвигать и переиздавать монографию, посвященную их вполне себе коммерческому и, насколько я слышал, весьма неплохому продукту.

Книга является по существу учебником, и эту роль выполняет хорошо. Однако нельзя не упомянуть недостатки. Библиография по-прежнему носит чисто декоративный характер, и не может рассматриваться в качестве ссылочного аппарата, имеющего самостоятельную ценность. Книги подобного рода, упомянутые нами в прошлый раз, имеют богатый ссылочный материал, позволящий читателю найти все необходимые детали и первоисточники. Наличие грамотной библиографии тем более ценно, что в данном случае алгоритмы геометрического моделирования изложены кратко, на уровне идей.

Второй недостаток нового издания состоит в том, что в предисловии нет и намека на то, а что вообще было исправлено или добавлено. Вместо этого издательство ДМК рассказывает сознательному читателю об ужасах пиратства, как будто кто-то не пролистает это уныло исполненное морализаторство. Новые главы и правки придется искать самостоятельно. Хотелось бы видеть какую-то преемственность между изданиями и, если уж совсем размечтаться (хотя что тут такого?), авторские предисловия. Возможно, это дело вкуса, но мне нравится видеть в авторе текста живого человека, рассказывающего не только «как?», но и «почему?».

Graph Theory with Applications to Engineering and Computer Science — Narsingh Deo

Графы, они повсюду.

Одна из немногих книг, купленных мною через Google Play. На самом деле основным мотивом приобретения данной монографии было желание освоить «язык теории графов» для подготовки к печати нашей статьи "On the Role of Graph Theory Apparatus in a CAD Modeling Kernel". Вся деятельность нашего коллектива на протяжении вот уже как минимум 7 лет связана с распознаванием конструктивных элементов. Эксперименты, начатые еще для нужд Одной Коммерческой Организации, переросли в полноценное, скажем так, прикладное исследование со всеми приличествующими атрибутами, разве что (пока) удалось обойтись без грантов Родного Правительства (правка из будущего: уже нет, не обошлись). Впрочем, я отвлекся.

Достоинство книги Нарсинга Део состоит в том, что в ней нет бессмысленных умствований. Когда перед тобой стоит прикладная задача с обжигающе бодрящим дедлайном, ты поверишь в истинность доказательства любой теоремы. Книгу легко и приятно читать, и хотя мое знакомство с ней весьма поверхностное, уверен, что буду возвращаться к данной монографии и впредь, как только представится такая необходимость. Увы, время учебы ради учебы давно прошло. Цените это время, парни.

Modeling in Computer Graphics. Methods and Applications

На редкость хорошая подборка статей.

Вообще, выделять какой-то конкретный сборник докладов (а это именно он) означает ставить «знак качества» на талмуде, в котором нет ни сквозного стиля ни даже более-менее ровного уровня качества и глубины, скажем так, контента. Мне памятен случай из 2018 года, когда за несколько часов до самолета из Томска я решал, брать или нет с собой труды Одной Широко Известной в Узких Кругах Конференции. Весил кирпич изрядно, а полезной информации было страниц на 5-10. И это на фоне откровенно низкого качества верстки. В общем, любовь к печатному слову потерпела в тот раз поражение, и талмуд остался в гостинице. Надеюсь, он обрел лучшую долю, подпирать, например, тумбочку.

Здесь все не так. Читать можно абсолютно все доклады, а про некоторые из них можно даже сказать, что они со временем стали почти что классическими. Пару докладов я перечитывал десятки раз, а идеи, изложенные в них, удалось применить на практике. Речь про вот эти два: "Constrained Optimization in Surface Design" и "A Scheme for Single Instance Representation in Hierarchical Assembly Graphs". Крайне рекомендую если не купить, то скачать этот сборник, чтобы получить широкое представление о предмете и методах компьютерной графики и геометрического моделирования.

Real-Time Collision Detection by Christer Ericson

RTCD для тех, кто делает краш-тесты на геометрии.

Из этой монографии можно брать готовые куски кода для поиска пересечений между геометрическими примитивами. В проектах я, например, использую специально заведенный файлик с пространством имен RTCD, где реализованы многие из представленных в книге функций. Файл кочует от приложения к приложению всюду, где нужно, например, найти ближайшие точки, проверить пространственную вложенность примитивов друг в друга и т.д. Книга в целом очень утилитарна и незаменима для нашего брата «геометра» в части наличия готовых вычислительных рецептов.